Статьи

Почему одни ученики залипают, а другие теряют интерес — и что с этим делать

Почему одни ученики залипают, а другие теряют интерес — и что с этим делать

Хотите, чтобы ваши обучающие продукты не только привлекали внимание, но и удерживали интерес учеников до конца? В условиях растущих ожиданий от образовательного процесса важно адаптировать подход к обучению, сочетая теорию с практическими кейсами. Чтобы найти баланс между первым и вторым, следует понять, какие стили обучения использует каждый из нас.
В материале вы узнаете о том, как повышать вовлеченность учеников и доводить их до эффективного результата, изначально создавая продукт под индивидуальное восприятие каждого.

Как особенности восприятия влияют на результат от обучения

Американский теоретик образования Дэвид Колб создал модель обучения для взрослых, известную как «Цикл Колба». Эта модель включает четыре этапа: получение опыта → его осмысление → изучение способов улучшения → повторение с новым подходом для достижения другого результата.
«Цикл Колба», состоящий из четырех этапов: опыт, анализ, теория, практика
Каждый человек проходит через эти этапы по-своему, что влияет на его подход к обучению. Например, при наборе учеников на курс можно заметить, что один быстрее стремится применить теорию на практике, а другой предпочитает наблюдать за опытом других. Эти различия и определяют виды обучения.
Если не принимать во внимание индивидуальные особенности, некоторые ученики могут испытывать сложности в процессе обучения. Существует четыре основных стиля обучения: мыслитель, активист, теоретик и прагматик.
Рассмотрим подробнее каждый стиль и рекомендации по подготовке действительно полезного курса.

Как адаптировать курс для тех, кто действует сразу

Если человек сразу погружается в выполнение заданий, не дочитывая инструкцию до конца, вы видите перед собой активиста. Такой тип студентов игнорирует вводные лекции и руководства, предпочитая сразу попробовать и разобраться во всем на ходу. Активисты не ждут полного понимания — они учатся в процессе.
Попытки заставить активиста углубиться в теоретические исследования или сложные концепции — неэффективно. Такой стиль обучения требует от него прямого участия в практической деятельности, где он может экспериментировать и мгновенно получать обратную связь.
Этапы, который задействует при обучении активист (согласно «Циклу Колба»)

Как сделать обучение комфортным для активиста:

  1. Минимизируйте порог входа в задания: давайте возможность скорее перейти к практическим задачам. А также подключайте форматы «разберись на практике» или «начни с примера».
  2. Дайте им пространство для проб и ошибок: составляйте задания с разными сценариями, где нет «одного правильного ответа».
  3. Интегрируйте живые форматы. Воркшопы, прямые эфиры, групповые обсуждения — активисту важно быть в процессе, а не в позиции пассивного наблюдателя.
  4. Поощряйте делиться итогами. В том числе промежуточными. Это укрепляет уверенность, ощущение принадлежности к группе и создает эффект «я не один».

Как строить обучение для тех, кто мыслит стратегически

Если для ученика важно сначала понять логику задания, изучить кейсы и посмотреть на результаты анализа, то перед вами мыслитель. Такой человек сначала анализирует различные подходы, осмысливает информацию и только после приступает к практике.
Для мыслителя важны последовательность и глубина: он не просто хочет «сделать правильно», но стремится понять, почему необходимо поступать так, а не иначе. Такой студент не торопится, обращает внимание на детали и тратит больше времени на выполнение заданий, но в итоге дает тщательные и продуманные результаты.
Этапы, который задействует при обучении мыслитель (согласно «Циклу Колба»)

Как сделать обучение комфортным для мыслителя:

  1. Давайте теоретическую рамку перед заданием. Подготовьте вводный блок: объяснение логики и разбор кейсов. Мыслителю важно видеть, как задача встроена в общую систему знаний.
  2. Добавляйте «мета»-уровень. Объясняйте, почему вы предлагаете тот или иной формат, на какую цель он работает. Это поможет мыслителю глубже погрузиться и повысит доверие к курсу.
  3. Включайте чужой опыт. Разборы и комментарии — все это для мыслителя не «опционально», а действительно действенно. Это тот материал, через который он учится.
  4. Поощряйте вопросы и дискуссии. Создайте пространство, где он сможет уточнить, обсудить, собрать недостающие элементы картины и перенять опыт других участников.
Важно

Мыслители не медлят — они выстраивают систему. И если вы даете им время, структуру и достаточно примеров, они не только качественно освоят материал, но и станут «проводниками смысла» для других.

Как создавать курсы для любителей структуры

Если участник обучения стремится разобраться во всей системе, досконально изучает материалы, задает уточняющие вопросы и не спешит приступать к выполнению заданий — перед вами теоретик.
Иногда практические задания могут поставить теоретиков в затруднительное положение, особенно если в них присутствует много неопределенности. Это не означает, что они отстают — просто им требуется больше времени для подготовки.
Для теоретиков важна не просто информация, а системность знаний. Теория для них не «просто фон», а опора, от которой они отталкиваются в практике. Они охотно погружается в схемы, методички, таблицы и могут уйти в изучение материалов с головой, потому что разбираться в самой сути по-настоящему интересно.
Этапы, который задействует при обучении теоретик (согласно «Циклу Колба»)

Что поможет теоретику учиться с удовольствием и пользой:

  1. Сделайте четкую структуру и карту курса: обозначьте модули, связи между блоками и логику переходов. Это помогает выстроить целостную картину и снижает тревожность.
  2. Добавляйте схемы, таблицы, текстовые конспекты. Предложите материалы, которые можно изучать вдумчиво — и они сами «разложат все по полочкам».
  3. Уточняйте цели каждого блока. Чем понятнее, зачем нужен тот или иной урок, тем проще теоретику включиться в процесс и не потерять мотивацию.
  4. Не навязывайте «общение ради общения». Дайте им пространство выбора и они найдут тех, с кем будет комфортно обменяться мнениями.

Как работать с прагматиками: фокус на применении

Прагматик — это участник, который с большей вероятностью проверит идею на практике. Он много экспериментирует и предпочитает действовать, а не просто обсуждать теории. Узнав что-то новое и интересное, прагматик сразу же стремится применить это в реальной жизни.
Этапы, который задействует при обучении прагматик (согласно «Циклу Колба»)

Вот несколько советов, как адаптировать курс под прагматиков:

  1. Сосредоточьтесь на практической пользе. Четко обозначайте, зачем дается каждый блок: «что это даст» и «где это пригодится».
  2. Разбивайте путь на маленькие шаги. Лучше небольшие задания с быстрым результатом, чем одно большое в конце.
  3. Создавайте пространство для действия. Включайте практические задания сразу после урока, чтобы дать прагматикам возможность применить полученные знания на практике.
  4. Поддерживайте обсуждения. Киллер-фича прагматиков— это тщательный анализ и подмечание тонких деталей. Возможность поделиться и обсудить идеи с другими участниками поможет им лучше усвоить материал.

Как бизнесу создать обучение под каждый стиль: рекомендации

В каждой учебной группе есть и прагматики, и мыслители, и активисты, и теоретики. Поэтому, при подготовке образовательных программ, важно учитывать особенности каждого:
  1. Ученики-прагматики выполняют те задания, которые быстрее приближают их к цели. Поэтому следует обязательно давать регулярные фидбэки по выполненным задачам и добавлять в модули короткие уроки с практическими заданиями.
  2. Ученики-мыслители наблюдают и анализируют опыт других, поэтому следует внедрять групповые активности, подробные разборы кейсов и примеров. Это облегчит им процесс принятия решений.
  3. Ученикам-активистам важно дать много практики и возможность пройти курс в ускоренном режиме. Лучше избегать большого количества теории.
  4. Для учеников-теоретиков подавайте материал в структурированном виде — таблицы и схемы — и оставляйте ссылки на дополнительную литературу, чтобы сохранить вовлеченность. Старайтесь не делать групповые мероприятия обязательными для всех, так как таким студентам может быть некомфортно первое время участвовать в них.